Коррекция плоскостопия у детей
  Варикоз        17 августа 2019        171         0

Коррекция плоскостопия у детей

МЕДИКО-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

PROPHYLAXIS AND CORRECTION OF FLATFOOT IN PRE-SCHOOL AGED CHILDREN BY MEANS OF EXERCISES

S.B. Sharmanova , Ph.D., lecturer

A.I. Fyodorov , Ph.D., lecturer

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: pre-school aged children, prophylaxis and correction of flatfoot, physical education.

The authors represent the efficient methods of flatfoot prophylaxis and correction in pres-chool aged children in the process of their physical education. That method is realized in the conditions of the developing exercise-health- improvement environment, with a help of the recommended motor regime, in the corresponding hygienic conditions as well as the correct organization of pres-chool children’s physical and valeologycal education.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Кандидаты педагогических наук, доценты
С.Б. Шарманова, А.И. Федоров

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, профилактика и коррекция плоскостопия, физическое воспитание.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [5]. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей [6]. Несмотря на традиционное декларирование важности раннего выявления и коррекции недостатков в психическом и физическом развитии ребенка, коррекционно-педагогическая деятельность так и не стала приоритетной в реальной практике системы образования, хотя она должна рассматриваться как обязательная составная часть государственного стандарта образования [3].

В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес [5]. В частности, исследованиями Г.А. Шорина с соавт. (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие [10].

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок [2]. Другие авторы под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются [8].

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка [7]. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [4]. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

Интересно отметить, что формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок!

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки, так называемые малые фольклорные жанры, отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений (см. таблицу).

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Средства физического воспитания Характер использования
Гигиенические факторы Гигиена обуви и правильный ее подбор в соответствии с назначением. Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т.п.
Природно-оздоровительные факторы Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног, "рижский" метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля
физические упражнения Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы. Особенностью является использование образных названий упражнений ( "Котята", "Утята", "Веселый зоосад" и другие упражнения с предметами (обручем, мячом, скакалкой). Один комплекс в течение двух недель разучивается и выполняется на занятиях по физической культуре, а в последующие две недели включается в содержание утренней гимнастики. Следующие четыре недели применяется другой комплекс. Далее в течение еще двух недель в процессе гимнастики после дневного сна повторяется предыдущий комплекс.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время года необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию человека. Одна из его задач – формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений [1]. В связи с этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия".

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Ниже приводятся комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп [9]. Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию – в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

1. "Утята шагают к реке"

И.п. – сидя согнув ноги, руки в упоре сзади.

Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. "Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку"

1-2 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края стоп

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

Плоскостопие в детском возрасте — это деформационное изменение строения скелета стопы, сопровождающееся уплотнением свода. Заболевание нарушает механику ходьбы. Ребенок жалуется на боль в ногах при быстрой ходьбе, беге. Наблюдается повышенная утомляемость, стопа отекает, принимает неправильный вид. Диагноз устанавливается врачом после проведения ряда диагностических процедур. Различают 1,2,3 степень. Терапия плоскостопия у детей проводится комплексно, характер лечения и комплекс упражнений от плоскостопия назначают, основываясь на возрастной категории пациента.

Особенности лечения плоскостопия у детей разного возраста

Лечение плоскостопия у детей необходимо начинать после появления первого симптома без промедления. У ребенка 1-3 лет патология легче поддается коррекции, чем после достижения 5-6 лет, когда кости становятся крепкими и прочными.

Деформированная стопа требует регулярных нагрузок для приведения в тонус. Малышам рекомендуется массаж. Для лечения и профилактики в возрасте 2-3 лет специалисты советуют игры на камнях, по гальке, песку, траве, неровных поверхностях. Подобные условия легко воссоздать дома при помощи ортопедического коврика, мелких камушков или гороха. Обязательно приучайте ребенка ходить босиком!

Устранить первичные симптомы у детей 3-5 лет помогут ортопедические стельки. Их назначение распределять нагрузку между передней и задней частью стопы. В первое время может ощущаться дискомфорт, боль, но вскоре нога привыкает к новым ощущениям.

Для детей дошкольного, подросткового возраста назначается комплекс гимнастических упражнений. Если малыш 2 лет сможет выполнить все задания, это ускорит выздоровление.

Коррекция стопы в подростковом возрасте предполагает комплекс мероприятий. Он состоит из массажа, упражнений, физиопроцедур, использования ортопедических приспособлений.

Методы исправления плоскостопия детям и подросткам

Выбор тактики лечения и упражнений зависит от результатов осмотра и проведенных исследований. Ортопед определит какая форма заболевания у ребенка — поперечный или продольный вариант, степень, скорость прогрессирования. Учитывая возраст пациента, назначается терапия, направленная на укрепление мышечных волокон (связок), эффективную защиту позвоночника от неправильных нагрузок, предупреждение развития осложнений, сопутствующих заболеваний, вызывающих деформацию пальцев и мелких суставов.

Упражнения

Лечебная гимнастика разработана для детей старше 3 лет, подростков. ЛФК позволяет избавляться от имеющейся деформации и одновременно происходит исправление осанки, укрепление мышцы ног, спины. Для малышей это ежедневная веселая игра, в которой они могут физически развиваться, выполняя различные интересные упражнения с помощью родителей. Подростки могут выполнять комплекс самостоятельно.

Лечение при помощи упражнений от плоскостопия предполагает поочередное прохождение следующих заданий:

  1. Усадите ребенка на стул со спущенными ногами. Пятки прижимаются к полу, верхняя часть ступни тянется к телу. В процессе упражнения необходимо поджимать фаланги пальцев. Меняем положение — пальцы прижаты к плоскости, пятки приподнимаются.
  2. Не меняя положения тела, пятки прижимаются к полу, ступни выворачиваются внутрь. Сначала поочередно двигаются большие пальцы ног, затем остальные.
  3. Продолжая сидеть на стуле, необходимо пальцем ноги дотянуться до голени другой ноги. Повторять поочередно 1-5 раз каждой ногой.
  4. Положить под одну стопу мяч небольшого диаметра, вторая стопа прижата к полу. Перекатывать мяч ногой в разные стороны, проводить захваты, приподнимать. Повторять со второй ногой.
  5. Заменить мяч на мелкие предметы. Ребенку предлагается собрать их, сжимая пальцы. Предметы можно перемещать вперед-назад, вправо-влево. Занятие следует выполнять на протяжении 2-5 минут.
  6. Встать. Походить по периметру комнаты, поочередно поднимаясь на носочках.
  7. Поменять положение стопы, вывернув наружу. Ходить на внешнем крае стопы.
  8. Переместить стопу на внутреннюю сторону.
  9. Ходьба на пятках.
  10. Положение стоя. Садиться, не отрывая пятки от поверхности.
  11. Ходьба по бруску и приседания, стоя на нем.

Каждое упражнение выполнять 1-5 раз, если иное не указано в задании. Движение выполняется аккуратно во избежание травм.

Доктор Бубновский разработал комплекс, помогающий вылечивать врожденный (наследственный) вариант плоскостопия. Задания сложные, не у всех получается сделать с первого раза.

Отдельная рекомендация от врача: после занятия поместить ноги в прохладную ванночку, затем растереть полотенцем до ощущения горения кожи.

Правильная обувь и стельки

Любой врач знает, насколько важна обувь. Правильно подобранная пара помогает скорректировать свод стопы, остановить прогрессирование болезни. Начинать носить такую обувь нужно уже при первой стадии заболевания. В специализированных ортопедических магазинах доступен широкий ассортимент моделей. Если у пациента диагностируется 3 стадия плоскостопия, обувь или стелька изготавливается под заказ.

Благодаря правильно подобранным ортопедическим приспособлениям, нагрузка на стопу распределяется правильно, улучшается кровообращение, снижается нагрузка на больной сустав и позвоночный столб.

Требования к обуви высокие. Она должна быть:

  • выполнена из качественного материала с кожаным верхом;
  • с широким носком;
  • с гибкой подошвой;
  • с невысоким каблуком до 3 см;
  • с твердым задником и средней частью для плотной фиксации.

Если нет возможности заказать индивидуальную обувь в ортопедическом салоне, доктор Комаровский советует покупать изделия удобные для ребенка, фиксирующие ногу, с небольшим каблуком на твердой подошве. Достаточно положить ортопедические стельки внутрь, чтобы добиться лечебного эффекта.

Использование приспособлений

Ортопедические салоны предлагают широкий ассортимент продукции для терапии разной степени плоскостопия: от начальных проявлений до запущенных стадий. Лидеры продаж массажные коврики. Они отличаются по размерам, типу поверхности и жесткости. Приобрести коврик можно самостоятельно воспользовавшись рекомендациями ортопеда. Ценные свойства изделия:

  • усиливает прилив крови к массируемой зоне;
  • массирует стопы, приводя мышцы в тонус;
  • укрепляет голеностопные суставы;
  • снимает усталость;
  • воздействует на биологически активные зоны.

В дополнение продаются массажные игольчатые мячики, полусферы, валики, с помощью которых выполняют различные упражнения. При деформации больших пальцев врач прописывает вальгусный корректор, способный выправлять отклонившуюся плюснефаланговую кость.

Другие методы

Деформация стопы не лечится одним методом, устранение патологии проводится комплексно. Для повышения результативности от ЛФК и эксплуатации ортопедической обуви применяются другие процедуры и приспособления:

  • тейпирование. Относительно новый метод лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Предполагает наложение эластичных лент с клейкой основой на слабые мышцы. Одно крепление на 5-7 дней. С тейпами можно заниматься, играть, мыться. Их задача — избавление от болей, улучшение кровообращения, лимфотока, формирование правильного положения стопы;
  • физиотерапевтические процедуры. Показаны к использованию на всех стадиях заболевания, при нарушениях подвижности суставов и сильной боли. Позитивной динамики можно добиться при помощи электрофореза, ударно-волновой терапии, парафино-озокеритовых аппликаций;
  • массаж. Первое средство для коррекции деформации ног. Применяется с рождения под наблюдением врача, затем самостоятельно родителями. Домашний комплекс проводится ежедневно и помогает механически восстановить мышечный тонус;
  • медикаментозное лечение. Назначается при болях, отеках. Показаны местные мази для улучшения кровообращения, а также обезболивающие, противовоспалительные средства внутреннего применения. Если причина патологии рахит, больному назначается прием витаминов. Если стопа парализована прописываются релаксанты;
  • народные методы лечения. Рекомендуются регулярные контрастные водные процедуры: ступня сначала распаривается, затем опускается в холодную воду. Полезно «бултыхать» стопами в воде.

Особенности и прогноз лечения каждой степени

Исправить плоскостопие можно в любом возрасте, но комплекс лечения, прогноз выздоровления зависит от тяжести патологии:

  1. I степень — изменения наблюдаются в походке, усталость и боли в ногах от длительного передвижения. Лечение дает 100% выздоровление.
  2. II — стопа расширяется, свод исчезает, боли постоянные и выраженные. Наблюдается косолапость или варусный синдром (деформация вида икс). При комплексном подходе возможно полное устранение дефекта.
  3. III — больная стопа сопровождается сколиозом, артрозами, межпозвоночными грыжами. В большинстве случаев требуется операция. В 97% случаев хирургический метод исправления плоскостопия у ребенка имеет положительный исход.

Лечит ли остеопат плоскостопие у детей

Остеопатия эффективна против всех степеней плоскостопия, выступает альтернативой операциям.

Остеопат исправляет плоский свод ручным воздействием на особые части тела, соблюдая определенный ритм и частоту. В результате этих манипуляций восстанавливается работа поврежденной системы. Противопоказания к методике отсутствуют, так как проводится мягкая корректировка эластичных тканей, суставов на ногах и в тазовой области. Эффект заметен спустя 1-2 сеанса. В дополнение к терапии рекомендуется носить ортопедических стелек.

Родители не придают значение плоскостопию у ребенка. Это ошибочное мнение, способное привести к осложнениям, которые вызывают боль на протяжении жизни. Убирать деформацию можно и нужно. Не имеет разницы, кто больной — маленький ребенок или подросток. Ортопед проведет диагностику, используя стационарный аппарат и разработает терапевтическую схему, сочетающую сразу несколько методик. Каждое предписанное средство повышает эффект от лечения. Не игнорируйте рекомендации! От того, как соблюдается инструкция к действиям, зависит здоровье ребенка.

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточ­ной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностичес­ким ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэто­му они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укрепле­нии сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставно-сзязочный аппа­рат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и бо­лее эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вслед­ствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детс­кая стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке сво­ды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Дли­тельная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, по­этому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к воз­никновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании под­растающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только сни­жение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменя­ет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточ­ное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объек­тивных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявле­ны функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предус­матривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укрепле­нию мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на фор­мирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, ска­калки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, специальные тренажеры).

Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были различными и, меняя их, можно было разнообра­зить воздействия при наименьших экономических затратах.

Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, следует обращать внимание на обувь,’ в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, родителям необходимо строго следить за состоянием обуви ребёнка.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, утренней зарядки, гимнастики после днев­ного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком.

При планировании системы закаливания предусматривается приме­нение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания и профилактики плоскостопия, возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.

И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением впе­ред-назад, вправо-влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти на­правлены пальцами вниз.

1 -2 – полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 – и. п.

4. «Тигренок потягивается»

И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 – и. п.

И. п. – сидя по-турецки (согнув ноги коленями в стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки – произвольно.

1-2 – встать; 3-4 – стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп; 5-6 – сесть; 7-8 – вернуться в и. п., сохраняя при этом правильную осанку.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 – подскоки на носках (пятки вместе).

1. И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.
Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

4. И. п. – лежа на спине, руки вдоль тела, мяч между лодыжками.
1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 – и. п.

1-2 – ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-6 – движения­ми стоп поворачивать мяч вправо-влево; 7-8 – и. п.

6. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с
внутренней стороны.

Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Примечание. Рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

Перед выполнением каждого упражнения взрослый загадывает детям загадки, а они должны «нарисовать» то, что загадано, движениями правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражне­ний желательно варьировать через каждые одно – два занятия, чтобы стиму­лировать мыслительные процессы у детей.

За домом у дорожки висит пол-лепешки.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя сто­пами одновременно.

В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит.

Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

По небу ходила, солнышко закрыла. Только солнце спряталось – и она расплакалась.

Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и дву­мя стопами одновременно.

Летит огненная стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица.

Несколько раз зигзагообразными движениями нарисовать молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет.

И. п. – сидя, согнутые ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади.

Постукивать о пол носком одной ноги, другой, затем носками обеих ног одновременно («дождь барабанит по стеклам»), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.

То же, только постукивать пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Крашеное коромысло над рекой повисло.

И. п. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Опрос

Как Вы лечите ногти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Adblock detector